Факты:
1. Русский художник, иллюстратор, мастер акварели и графики конца XIX — начала XX века.
2. Родился в Петербурге в 1867, получил академическое образование в Москве и Петербурге.
3. Знаменит иллюстрациями к русским сказкам, открыткам, журналам, книжным изданиям. Работал и над театральными костюмами.
4. Его стиль — изысканность, легкость, внимание к деталям, декоративность. Любил мотивы русского модерна и “серебряного века”.
5. Был популярен при императорском дворе, оформлял царскую переписку, календари и подарочные издания.
6. Во время революции эмигрировал, жил и работал во Франции до смерти в 1928 году.
7. В России долгое время был почти забыт, сейчас снова в моде у коллекционеров.
Соломко Сергей Сергеевич — это про утонченную русскую эстетику и питерское “с придыханием”, но без большого надрыва или революционный духа.
Интересное про Соломко — не для глянца, а для тех, кто ценит нюансы.
1. Его открытки и иллюстрации считались чуть ли не эталоном “дорогого вкуса” дореволюционного Петербурга. Прямо изыск для салонов и аристократии.
2. Соломко был любимчиком у девушек из высшего общества: многие хотели, чтобы именно он рисовал их портреты или создавал им “сказочную” репутацию в открытках.
3. Безумно работоспособный: выпускал сотни работ — от эскизов до обложек модных журналов. Даже эмигрировав, рисовал для русской эмиграции, чтобы сохранить кусок Родины для себя и других.
4. Придумал двуглавого цыплёнка как ироничный символ России в открытках — высмеивал официальную символику через юмор.
5. Рисовал не только романтику, но и остроумные шаржи, высмеивав лицемерие общества, абсурд моды и “игру в стиль”.
6. Остался одиночкой — несмотря на богатые связи, в Париже он так и не нашёл “своих”. До конца тосковал по России.
Соломко — не просто красивый декоратор, а человек, умевший смеяться над теми, кто за фасадом считал себя элитой.
Эстетика Соломко — изысканная смесь русского модерна, нежной акварели и иронии к миру вокруг.
1. Визуально — это роскошь, многослойность, цветочные орнаменты, утончённые силуэты, пастельные тона. Много воздушности, никакой грубости и прямолинейности.
2. Главный ресурс — традиционная русская культура, костюм, мифология. Только он всё это переосмыслял без лубка и провинциальщины: у него даже купеческая дочь выглядит, как муза Серебряного века.
3. Мотивация — не просто дать “винтаж” или кич, а создать иллюзию второй, фантастической реальности. Лёгкое пренебрежение к бытовухе: женщины на его работах — не просто барышни, а идеальные, воздушные, почти сказочные образы.
4. Ирония: Соломко высмеивал и кич элиты, и постановочные “русские сезоны”. Его открытки часто с подтекстом, тонкой насмешкой.
5. В его работах много театра, игры, масок, костюмов — не для драмы, а для баланса между мечтой и реальностью.
Соломко — это мечта о красивой, изящной жизни, которой никогда не было и не будет. Всё ради эстетики, лёгкой насмешки — и никогда не в лоб.
Соломко превратил русскую сказку и эстетику в красивую упаковку для высшего света — и здесь, и за границей. Его искусство не про “глубинку” и народное первородство, а про экспорт русской экзотики: всё показное, изящное, сладкое — специально для тех, кто в России видит лишь сказочный восток.
Он обслуживал моду на “русскость” — как стилизованный товар: открытки, журналы, предметы быта, которые шикарно смотрелись в гостиных Парижа и Петербурга. Даже в эмиграции рисовал для русских, тоскующих по утерянной красивой жизни, а не по черному хлебу с луком.
Для иностранцев — экзотика, для соотечественников — утраченная сказка, превращенная в фуа-гра для уставших аристократов. Истинная “русскость” здесь — декоративный мираж, изящный фейк, созданный для продажи своих и чужих иллюзий.
